МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Керес
Республика Коми, Корткеросский район, с. Керес
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральные образовательные программы

    Федеральные государственные образовательные стандарты

      В 2022-2023 учебном году в силу вступает новая программа ФГОС III поколения.

      ФГОС - это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. ФГОС обеспечивают преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и включают:

      • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
      • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
      • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

      На каждой ступени образования - свои стандарты: 

      • ФГОС начального общего образования (1-4 классы);
      • ФГОС основного общего образования (5-9 классы);
      • ФГОС среднего общего образования (10-11 классы);
      • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

      ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись. 

      I поколение ФГОС. Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы. 

      II поколение ФГОС. Разрабатывались с 2009 по 2012 год и действовали до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам второго поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни. 

      III поколение ФГОС. Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018 года, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение.

      Обновленный ФГОС, вступающий в силу с 2022-2023 учебного года, обеспечивает:

      • Единство образовательного пространства России. 
      • Вариативность содержания образовательных программ. 
      • Применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, а также на сохранение и укрепление здоровья. 
      • Развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач для адекватной ориентации в окружающем мире. 
      • Благоприятные условия воспитания и обучения. 
      • Единство учебной и воспитательной деятельности. 
      • Формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении всей жизни. 
      • Разумное и безопасное использование цифровых технологий. 
      • Формирование российской гражданской идентичности. 
      • Личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. 
      • Формирование у школьников системных знаний о месте РФ в мире, а также о её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России.

      В новых образовательных стандартах четко прописано минимальное и максимальное количество академических часов, которые требуются для реализации образовательных программ. В стандартах более подробно определяется базовое содержание воспитательных программ, конкретизированы цели и условия коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

      Также благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование, освоить      компетенции, необходимые как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни. 

      Основные изменения

      Новые ФГОС 2022-2023 года получили такие изменения: 

      • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. Сделан акцент на развитие «мягких» навыков - метапредметных и личностных. Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи). Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее). Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное). Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. 
      • Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи. 
      • Второй иностранный – не обязательный предмет. На уровне основного общего образования школы получат право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык или родной язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных. Так, новые ФГОС разрешают не обучать родному и второму иностранным языкам в 2022-2023 году, если для этого у школы нет условий или родители не хотят, что бы дети изучали данные предметы.

      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО)

      С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов российских школ переходят на  обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732.

        Документы

        Документы не выбраны

        Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie